С развитием информационных технологий электронная подпись становится необходимым инструментом для ведения бизнеса не только для организаций, но и для ИП. Она значительно упрощает сдачу отчетности, облегчает взаимодействие с банками и контрагентами, а также позволяет получать целый ряд госуслуг. Существует несколько видов ЭЦП, каждый из них предназначен для определенных целей, они имеют разную юридическую силу. Информация о том, как получить ЭЦП для ИП, и для чего она нужна, может быть полезна каждому предпринимателю.

Что такое электронная цифровая подпись

Понятие ЭЦП установлено Законом № 63-ФЗ. Подпись представляет собой электронные данные, которые связаны с подписываемой информацией и используются для идентификации их владельца.

Она выполняет те же функции, что и обычная рукописная подпись, а именно:

  • позволяет определить ее автора;
  • защищает документ от подделки;
  • с ее помощью можно определить, вносились ли в документ изменения после его подписания.

На документе она выглядит как набор символов или штамп с подписью и печатью. Усиленная ЭП находится на материальном носителе (USB-флэшка), который выдают владельцу. Какие бывают ЭЦП, и где сделать электронную подпись для ИП, расскажем в этой статье.

Виды электронных подписей

В соответствии со ст. 5 Закона № 63-ФЗ различают простую и усиленную ЭП, которая бывает квалифицированная и неквалифицированная.

Простая

Ее создают без помощи специальных шифровальных средств. Юридической силы такая подпись не имеет, ее нельзя использовать для работы с госорганами и участия в электронных торгах, сдавать заверенную ей отчетность.

Но ее можно признать аналогом собственноручной подписи на основании договора или соглашения между сторонами. Тогда заверенные простой ЭП документы приобретают юридическую силу. Например, так происходит при подключении онлайн-банка к кредитной или дебетовой карте.

Усиленная неквалифицированная

Этот вид подписи дает возможность идентифицировать ее автора и подтверждает, что документ не изменяли с момента подписания. По договоренности сторон или в предусмотренных законом случаях документы, на которых она проставлена, могут быть приравнены к подписанным собственноручно.

Неквалифицированную подпись создают при помощи криптографического шифрования информации с использованием специального ключа.

Усиленная квалифицированная

Данная подпись придает юридическую силу документам без каких-либо дополнительных условий на основании Закона № 63-ФЗ, поскольку она регламентирована государством.

Ее формируют также с использованием криптографических средств. Подлинность подписи подтверждает специальный сертификат ключа проверки, который выдает удостоверяющий центр. Его форма и содержание утверждены Приказом ФСБ № 795. В сертификате должны быть указаны:

  • номер документа;
  • период действия подписи;
  • наименование владельца;
  • ключ проверки;
  • использованные шифровальные средства;
  • название удостоверяющего центра.

Сертификат может быть оформлен в электронном виде или в бумажном варианте. Квалифицированная ЭП используется с учетом ограничений, установленных сертификатом. Если в нем указано, что подпись можно применять только для сдачи отчетности или подписания определенных документов, то для других целей ее использовать нельзя.

Где применяется ЭП

Электронную подпись могут использовать не только организации и ИП, но и физические лица, поскольку ее можно использовать для получения госуслуг при помощи интернет-сервисов. У каждого вида подписи есть своя область применения в зависимости от ее юридической силы.

Простая

Ее используют для заверения документов в сервисе Клиент-банк, на различных сайтах, портале Госуслуг. С помощью этой подписи можно получить доступ к базам данных и файлам, которые защищены паролем.

Также простую ЭП можно применять в корпоративном электронном документообороте. Юридические лица и ИП для оформления подписи проходят идентификацию в центре госуслуг «Мои документы».

Неквалифицированная

Этот вид подписи применяют ограниченно. Физические лица отправляют заверенные ей документы и сведения в налоговый орган через Личный кабинет. Также с ее помощью можно получать сведения о налогах, справочные данные, оформлять различные запросы и заявления.

Организации и ИП используют такую ЭП для внутреннего и внешнего документооборота. При этом с контрагентами нужно заключить договор или допсоглашение о возможности применения неквалифицированной подписи. Также ее можно использовать для участия в электронных торгах.

Нельзя применять этот вид подписи во внешнем документообороте в двух случаях.

  1. Если закон не допускает составления документа в электронном виде. Например, вексель можно оформить только на бумажном носителе.
  2. Законом прямо установлено требование подписи документа простой или квалифицированной ЭП. Так согласно пп. 2 п. 6 ст. 169 НК РФ электронный счет-фактура должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя или уполномоченного на это лица.

Квалифицированная

На сегодняшний день насчитывается более 50 областей, где применяется квалифицированная подпись. Она необходима предпринимателю для взаимодействия с государственными органами, контрагентами и другими структурами, а именно:

  • сдачи отчетности в электронном виде в ИФНС, ПФ и ФСС;
  • отправки через Интернет банковских документов;
  • подписи электронных счетов-фактур;
  • получения госуслуг при помощи специальных сервисов;
  • совершения юридически значимых действий, например, подачи документов в суд.

Бесплатная консультация по налогообложению

Квалифицированная подпись требуется для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в торгах коммерческих организаций или по реализации имущества банкротов. Требования к ЭП зависят от конкретной площадки, для федеральных торговых площадок они закреплены в специальных регламентах.

Крупные компании применяют ее для внутреннего документооборота. Документы, заверенные КЭП, можно использовать в арбитражном суде в качестве доказательств. Предпринимателям квалифицированная подпись необходима для регистрации и применения онлайн-кассы, а также для оформления договора с оператором фискальных данных.

Как получить ЭП

Для каждого вида подписи предусмотрена специальная процедура оформления. Усиленную квалифицированную ЭП получить можно только на платной основе, остальные могут быть бесплатными. Разберемся подробнее, как сделать ЭЦП для ИП.

Простую

Чтобы получить ЭП, нужно пройти процедуру регистрации и идентификации в структуре, для которой эта подпись предназначается. Например, при регистрации в системе онлайн-банкинга формируется логин и пароль для входа, идентификация происходит при помощи кода подтверждения, который отправляют SMS сообщением на номер телефона.

На сайте Госуслуг подпись оформляют после получения кода подтверждения личности, для этого нужно лично прийти в центр обслуживания клиентов с документами, которые указаны при создании аккаунта на Госуслугах, или получить его заказным письмом, предъявив паспорт.

Неквалифицированную

Физические лица могут оформить ее самостоятельно в Личном кабинете налогоплательщика. Плату за предоставление подписи не взимают. ИП и организации могут заказать подпись в любом удостоверяющем центре на платной основе, либо создать самостоятельно или с помощью опытного программиста.

Месяц бухобслуживания бесплатно

Квалифицированную

Для получения подписи надо обратиться в удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию Минкомсвязи. Их перечень можно найти на сайте министерства.

На сайтах таких центров обычно размещена форма заявления и перечень документов, которые необходимо представить. Когда всё готово, заявителю выдают средства электронной подписи. Получить их может лицо, на чье имя заказана ЭП, или представитель по доверенности. Средства ЭП представляют собой набор следующих инструментов.

  1. Ключ электронной подписи. Это уникальный набор символов, при помощи которых ее создают. Доступ к нему должен иметь только владелец.
  2. Ключ проверки ЭП. С его помощью можно проверить подлинность подписи. Это открытая информация, поскольку к ключу имеют доступ любые получатели подписанных файлов.
  3. Сертификат ключа проверки. Он подтверждает, что ключ проверки принадлежит данному конкретному лицу. Пользоваться ЭП можно только в течение срока действия сертификата.

Услуга создания и выдачи квалифицированной ЭП платная, сумму каждый удостоверяющий центр определяет самостоятельно.

Таким образом, получить ЭЦП для налоговой бесплатно ИП может как физическое лицо в Личном кабинете налогоплательщика, но функционал ее будет ограничен. Если подпись нужна для других целей, то предпринимателю следует оформить квалифицированную ЭП в удостоверяющем центре.

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: