ИП – это полноценный субъект предпринимательской деятельности, который имеет те же права и обязанности, что и организация. Тем не менее, вопрос о том, может ли ИП нанимать работников, возникает до сих пор.

Этому действительно есть причина, потому что право физического лица нанимать работников было внесено в Трудовой кодекс только в 2006 году. А до этого наемные работники ИП официально не оформлялись.

Ограничения по количеству работников

В интернете можно найти разные ответы на вопрос – сколько человек разрешено принимать на работу в ИП? Обычно указывают ограничение в 100 человек, хотя в некоторых источниках есть информация про количество в 5 человек. Это, конечно, не так. Никаких ограничений по количеству персонала, связанных с организационно-правовой формой ИП, не установлено.

Другое дело, что большинство предпринимателей предпочитает работать на льготных системах налогообложения, а здесь ограничения действительно установлены. Причем, они действуют не только для ИП, но и для организаций.

Налоговый режим Наемные работники
Патентная система налогообложения (только для ИП) Не более 15 человек
Упрощенная система налогообложения Не более 100 человек
Единый налог ЕНВД Не более 100 человек
ЕСХН (ограничение только для рыболовецких производств) Не более 300 человек

Если же ИП с сотрудниками выбрал общую систему налогообложения (ОСНО), на которой нет таких ограничений, то нанимать можно любое количество персонала.

Количество работников имеет также значение для отнесения к категории субъекта малого или среднего предпринимательства, которые пользуются особой поддержкой государства. Это специальные гранты, субсидии, квота для участия в государственных закупках и др.

Индивидуальный предприниматель, который хочет получить эту поддержку, должен соблюдать такие лимиты по количеству работников и годовому доходу.

Субъект МСП Наемные работники Доход без НДС
Микропредприятие Не более 15 человек 120 млн рублей
Малое предприятие Не более 100 человек 800 млн рублей
Среднее предприятие Не более 250 человек 2 млрд рублей

Может ли предприниматель нанять на работу самого себя

Сам индивидуальный предприниматель устроить себя на работу в ИП не может. Соответственно, и трудового стажа у него не будет. Взносы, которые предприниматель отчисляет на свое пенсионное страхование, формируют только страховой стаж для начисления пенсии.

Но она, скорее всего, мало чем будет отличаться от минимальной пенсии по возрасту. По крайней мере, при действующей системе баллов для расчета пенсии, обязательные страховые взносы за полный год формируют чуть больше одного балла.

Если сравнить предпринимателя, получившего за год доход в 1 миллион рублей, с работником, получившим такую же зарплату, то суммы страховых взносов будут здесь сильно различаться.

Так, в 2018 году взносы ИП с этого дохода составят 32 385 + (1 000 000 – 300 000) * 1%)  = 39 385 рублей. А за работника с таким окладом работодатель заплатит взносов на сумму более 300 000 рублей. Разница очевидна.

Таким образом, предприниматель платит за себя сравнительно небольшие суммы взносов, но не может претендовать на хорошую пенсию. Зато разницу можно вкладывать в развитие своего дела или откладывать на депозит.

Обязанности работодателя-ИП

Российское трудовое законодательство возлагает на работодателей практически всю нагрузку по содержанию работников. А после положительного ответа на вопрос, может ли ИП нанимать работников, физлицо в этом смысле не исключение. Небольшое послабление есть только в вопросе выплаты компенсаций по сокращению штата – обязательна она только для работодателей-юридических лиц.

Итак, о каких обязанностях предпринимателя надо знать перед тем, как оформить сотрудника на работу? Вот основные из них:

  1. Заключение трудового договора с персоналом.
  2. Создание безопасного рабочего места, прошедшего специальную оценку условий труда.
  3. Обеспечение работника всем необходимым для выполнения должностных обязанностей.
  4. Выплата заработной платы не реже двух раз в месяц.
  5. Перечисление страховых взносов в размере от 30,2% до 38,5% (в общем случае) от суммы заработной платы и других выплат работнику.
  6. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.

Процедура оформления работников ИП

Договор найма сотрудника для ИП может быть трудовым или гражданско-правовым. О том, чем отличаются эти два вида договора, читайте в этой статье. В большинстве случаев заключается именно трудовой договор, поэтому и процедура оформления будет соответствовать ТК РФ.

  1. Работник должен написать заявление о приеме на работу в произвольной форме. Кроме того, для трудоустройства нужен паспорт, документ об образовании и трудовая книжка.
  2. Если специальность или должность этого требуют, соискатель должен пройти медосмотр и подтвердить надлежащее состояние здоровья.
  3. Работодатель под роспись знакомит работника с локальными (внутренними) нормативными актами.
  4. Стороны подписывают два экземпляра трудового договора, один из которых работник получает на руки.
  5. На основании договора работодатель издает приказ об приеме на работу.
  6. В трудовую книжку работника вносится соответствующая запись.

Важный нюанс относительно срока действия трудового договора – срочный договор можно заключить только в ситуациях, разрешенных статьей 59 ТК РФ. Во всех остальных случаях работник принимается бессрочно.

Однако, если работник согласен, то индивидуальный предприниматель может с ним заключить договор на определенный срок. Для этого количество работников ИП не должно превышать 35 человек, а в сфере розницы и бытовых услуг — 20 человек.

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: