Печать – это широко распространенный деловой атрибут, без которого юридическая сила большинства документов не признавалась многие годы. И хотя по закону печать для ИП не является обязательной, но на практике работать без нее было трудно.

Когда печать обязательна

Изменения в закон «Об ООО», внесенные еще в 2015 году, отменили норму обязательной круглой печати у юридического лица. Сейчас и для организаций, и для индивидуальных предпринимателей наличие печати – это право, а не обязанность.

Однако, кроме законов, существуют другие нормативно-правовые акты, которые при оформлении документов обязывают печать применять. Несмотря на то, что перечень таких документов уже значительно сокращен, штамп все-таки остается обязательным при оформлении:

  • бланков строгой отчетности при оказании услуг населению (Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359);
  • приходного кассового ордера (Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).

Что касается трудовых книжек, то в них обязательную печать отменили совсем недавно. Приказом Минтруда России от 31.10.2016 N 589н разъяснено, что печать проставляется, только если она есть у работодателя.

Учитывая, что БСО типографского изготовления можно оформлять только до середины 2018 года, а кассовая дисциплина упрощена для ИП, печать вполне может стать ненужной.

Так может ли ИП работать без печати? Да, может, если это не создает ему неудобств в деловом обороте. Например, если партнер по сделке печать использует, пусть и добровольно, он может отказаться от подписания договора без скрепления его оттиском. В этом случае возникает риск срыва сделки, ведь стороны должны прийти к согласию по всем вопросам.

Еще одна ситуация, когда ИП без печати оказывается в невыгодном для себя положении – это участие в госзаказе. В требованиях к порядку подачи котировочной заявки заказчик может указать обязательное наличие штампа в бумажном документе, и если его нет, участие в торгах станет невозможным.

А вот рассчитывать на то, что сама по себе печать может гарантировать подписание документа тем лицом, реквизиты которого на ней указаны, к сожалению, не приходится. Фирмы-изготовители не запрашивают официального подтверждения данных индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации или ИНН).

Чтобы изготовить копию чьей-то печати, достаточно прислать ее изображение. Так что, решать, нужна ли печать для ИП, каждый должен для себя. Если вы хотите гарантированной защиты своих документов, то лучше оформить для этого цифровую подпись и признавать только электронную форму документооборота, по крайней мере, в особо важных случаях.

Читайте также: Как открыть ИП в 2017 году

Учет печатей

С учетом печатей сложилась достаточно странная ситуация. С одной стороны, оттиск может служить доказательством подписания документа, даже если индивидуальный предприниматель будет отказываться признавать этот факт. С другой, государственный федеральный реестр обычных не гербовых печатей не ведется. По сути, любой желающий, зная ИНН или полное имя предпринимателя, может заказать подделку и проставлять штампы от имени ИП.

Причем, в Москве до 2005 года официальный городской реестр печатей коммерческих субъектов все-таки существовал, но Федеральная налоговая служба посчитала его нелегитимным. В какой-то степени государственную регистрацию можно заменить, обратившись в Торгово-промышленную палату или орган внутренних дел с просьбой заверить образец. В случае судебных разбирательств это может стать доказательством того, что от имени предпринимателя действовало другое лицо.

Не разработан также порядок и внутреннего учета штампов для ИП. Если о том, что общество с ограниченной ответственностью использует печать, указывают в уставе, то предприниматель этот факт документально доказать не может. При этом, если ИП печать изначально проставлял в документах, декларациях, отчетах или в банке, отказаться от нее уже нельзя, по крайней мере, такой порядок не предусмотрен.

Как должна выглядеть печать

Как видим, порядка учета и регистрации штампов нет, поэтому и требования 2017 года к их внешнему виду не установлены. Тем не менее, большинство оттисков предпринимателей и организаций, принятых в документообороте, явно разработаны по определенным стандартам.

Это действительно так, потому что в ходу по-прежнему правила изготовления, утвержденные для Московского реестра (распоряжение мэра Москвы № 843-РМ). Этими правилами были установлены требования к форме и размеру клише:

  • круглая – с диаметром от 38 до 42 мм;
  • треугольная – равные стороны длиной от 38 до 42 мм каждая;
  • прямоугольная – одна сторона от 35 до 50 мм, вторая — от 70 до 100 мм.

Из текстовой информации на оттиске должны были содержаться полное имя предпринимателя, указание на его статус ИП, номер ОГРНИП и местонахождение. Дополнительно на клише размещают логотипы, рисунки, собственные торговые знаки или знаки обслуживания для того, чтобы отразить направление деятельности.

Здесь, однако, надо учитывать, что законом запрещено необоснованное использование герба и флага РФ, символики органов власти, логотипов и знаков, зарегистрированных другими лицами.

Если вы считаете, что ИП без печати работать не должен, то стоит заказывать клише с дополнительной защитой. Сейчас производители предлагают новые защитные элементы, такие как:

  • одновременное использование нескольких цветов;
  • особые контрольные и химические метки, позволяющие убедиться в подлинности оттиска;
  • тончайшие (не более 0,1 мм) гильоширные сетки;
  • двумерный штрих-код;
  • лазерную гравировку рисунков;
  • клише с тиснением;
  • шрифт, разработанный по алгоритму специально для заказчика.

Конечно, такие клише будут стоить значительно дороже, чем обычные с ценой не более 500 рублей. Тем не менее, если вы решаете, что печать вам нужна, надо отнестись к изготовлению этого символа, его хранению и использованию со всей ответственностью.

Читайте также: Какие документы нужны для открытия ИП в 2017 году

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: