Чтобы легально заниматься извозом и работать на себя, нужно иметь автомобиль, зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить разрешение на деятельность. Можно работать самому либо нанять водителя, завести собственный таксопарк с диспетчерской службой или заключить договор с существующей. Но начинать в любом случае придется с документов. В статье мы разберемся с тем, как открыть ИП для такси и что делать дальше.

Что нужно для начала бизнеса

Самостоятельного федерального закона по рассматриваемой деятельности пока нет. Работа над ним ведется уже несколько лет, и в настоящее время обсуждаются поправки после первого чтения в Госдуме.

Пока же порядок таксомоторной деятельности регулируется законом № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, который получил неофициальное название «закон о такси».

Вопрос, который часто возникает перед открытием бизнеса по перевозке пассажиров — требуется ли на это лицензия? Разрешительный документ нужен, но надо разобраться, какой именно. Дело в том, что существует лицензия на перевозку пассажиров и разрешение на таксомоторную деятельность, и их часто путают. Понять, какой документ нужно получить, несложно:

  • на перевозку пассажиров по определенным маршрутам на транспорте с количеством посадочных мест более 8 нужна лицензия. К этой категории относятся «маршрутки»;
  • на услуги индивидуального извоза выдается Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Его часто ошибочно называют «лицензия на такси».

Регистрация ИП

Не зарегистрированный в качестве бизнес-субъекта гражданин не сможет работать легально, поскольку разрешение на таксомоторную деятельность вправе получить только организация или индивидуальный предприниматель.

Вовсе не обязательно регистрировать фирму — вполне достаточно будет оформления ИП для такси. В таком статусе есть свои плюсы и минусы, но первых, на наш взгляд, больше. Это простая регистрация, упрощенный учет и отчетность, возможность платить меньше налогов и свободно распоряжаться заработанными деньгами. Минус же только один — ИП отвечает по своим обязательствам всем, что ему принадлежит. Если вести деятельность бездумно, брать ничем не обеспеченные займы, не платить налоги, можно не только потерять бизнес, но и поплатиться личным имуществом.

А теперь подробно расскажем о том, как открыть ИП для такси, и дадим пошаговую инструкцию. Регистрация может быть проведена стандартным способом, то есть с подачей бумажных документов, а также в электронной форме.

Подготовить документы для регистрации ИП (бесплатно)

Алгоритм регистрации такой:

  • Шаг 1. Подбор кодов видов деятельности (ОКВЭД). В качестве основного кода подойдет 49.32 «Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем». В качестве дополнительного ОКВЭД можно выбрать 82.20 «Деятельность центров обработки телефонных вызовов» — на случай создания собственной диспетчерской службы. Можно подобрать больше кодов на запас.
  • Шаг 2. Заполнение заявления по форме Р21001 из приказа ФНС № ММВ-7-6/25@. В нем указываются личные и паспортные данные гражданина, адрес регистрации, выбранные ОКВЭД, в обязательном порядке — email. Ставить подпись на заявлении не нужно! Это будет сделано при подаче документов в ФНС, в МФЦ или у нотариуса.
  • Шаг 3. Оплата государственной пошлины в сумме 800 рублей по реквизитам регистрирующего органа. Перед этим нужно выяснить, в какой ИФНС будет осуществляться прием документов. Самый простой способ — найти подходящую инспекцию по адресу прописки на сайте налоговой службы. Там же можно сформировать квитанцию для уплаты пошлины или оплатить ее онлайн.
  • Шаг 4. Посещение нотариуса. Если будущий ИП не пойдет в ИФНС или МФЦ сам, ему надо посетить нотариуса и поставить подпись на заявлении, а также заверить копию своего паспорта. При регистрации через представителя нужно оформить на него доверенность.
  • Шаг 5. Подача документов. Возможные способы — лично, через представителя, по почте. Услуги по передаче пакета документов в налоговую также оказывают МФЦ, однако пока далеко не все.
  • Шаг 6. Получение результата. Налоговая должна поставить ИП на учет в течение трех рабочих дней, а не позднее четвертого — направить ему на адрес электронной почты лист записи ЕГРИП. Сейчас все регистрационные документы выдаются только в электронной форме. Если же нужно получить их на бумаге, в ИФНС делается запрос в свободной форме.

Если у вас есть электронная подпись, открыть ИП для деятельности такси самостоятельно можно через интернет. Алгоритм в данном случае такой:

  • формируется заявление Р21001 через сервис ФНС;
  • к нему прилагается скан паспорта;
  • весь пакет подписывается электронной подписью и направляется в налоговую службу.

Ответ приходит из ФНС в те же сроки. Госпошлину при электронной регистрации платить не нужно.

Требования к автомобилю и водителю

Легковое такси должно иметь:

  • кузов определенного цвета, если это предусмотрено региональным законом (например, в Москве таксомоторы, получившие разрешение после 1 июля 2013 года, должны быть желтыми);
  • на боковых поверхностях кузова — символ такси «шашечки»;
  • на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • таксометр, если плата определяется исходя из тарифа и километража поездки и/или времени пользования.

К водителю требование одно — общий водительский стаж не менее трех лет.

У предпринимателя появятся такие обязанности:

  • обеспечивать техобслуживание и ремонт автомобилей;
  • проводить контроль технического состояния ТС перед каждым выездом;
  • обеспечивать прохождение водителями предрейсового медосмотра.

Теперь разберемся, как получить разрешение (так называемую лицензию) на деятельность такси на свой или арендованный автомобиль гражданину с имеющимся статусом ИП.

Получение разрешения

Разрешения обычно выдает региональное отделение Министерства транспорта или Департамент дорожного хозяйства. Проще всего подать заявление в электронной форме через портал государственных услуг. Но прежде на нем нужно зарегистрироваться и подтвердить свою учетную запись. Также можно подать документы в уполномоченный исполнительный орган на бумаге.

Пакет документов для ИП, решившего заняться деятельностью такси, включает:

  • копию паспорта ИП;
  • копию свидетельства о регистрации авто, заверенную заявителем;
  • если ТС взято в аренду или лизинг — копию соответствующего договора, заверенного заявителем;
  • если автомобиль предоставлен предпринимателю по нотариальной доверенности — ее копию.

Разрешение выдается сроком на 5 лет, но его нужно переоформить раньше, если:

  • изменился регистрационный номер автомобиля;
  • изменились ФИО, адрес или паспортные данные ИП.

В процессе получения разрешения на такси много региональной специфики. Поэтому точную информацию рекомендуется узнавать на портале госуслуг или в МФЦ своего населенного пункта.

Алгоритм действий для Москвы

В столице разрешения на таксомоторную деятельность выдает Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Обратиться за ним можно через сайт госуслуг или портал городского правительства mos.ru. Процедура выглядит так:

  • подается заявление в электронной форме, к нему прикладываются скан-копии необходимых документов из списка выше;
  • в течение дня на email приходит письмо со статусом обращения;
  • после рассмотрения документов заявитель получит сообщение о том, куда и когда нужно явиться за разрешением;
  • разрешение должно быть выдано в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем обращения.

В Москве документ оформляется бесплатно. Забрать его нужно в течение 40 дней, иначе разрешение будет аннулировано.

После получения документа можно приступать к работе. Во время перевозки в салоне такси должна быть представлена информация об ИП, о водителе с его фотографией, а также об органе, куда можно жаловаться на некачественные услуги. Кроме того, с собой надо возить полученное разрешение, правила перевозки пассажиров, путевой лист с информацией о предрейсовом осмотре и проверке технического состояния авто, страховку ОСАГО и талон техосмотра.

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: