Чтобы легально заниматься извозом и работать на себя, нужно иметь автомобиль, зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить разрешение на деятельность. Можно работать самому либо нанять водителя, завести собственный таксопарк с диспетчерской службой или заключить договор с существующей. Но начинать в любом случае придется с документов. В статье мы разберемся с тем, как открыть ИП для такси и что делать дальше.
Что нужно для начала бизнеса
Самостоятельного федерального закона по рассматриваемой деятельности пока нет. Работа над ним ведется уже несколько лет, и в настоящее время обсуждаются поправки после первого чтения в Госдуме.
Пока же порядок таксомоторной деятельности регулируется законом № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года, который получил неофициальное название «закон о такси».
Вопрос, который часто возникает перед открытием бизнеса по перевозке пассажиров — требуется ли на это лицензия? Разрешительный документ нужен, но надо разобраться, какой именно. Дело в том, что существует лицензия на перевозку пассажиров и разрешение на таксомоторную деятельность, и их часто путают. Понять, какой документ нужно получить, несложно:
- на перевозку пассажиров по определенным маршрутам на транспорте с количеством посадочных мест более 8 нужна лицензия. К этой категории относятся «маршрутки»;
- на услуги индивидуального извоза выдается Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Его часто ошибочно называют «лицензия на такси».
Регистрация ИП
Не зарегистрированный в качестве бизнес-субъекта гражданин не сможет работать легально, поскольку разрешение на таксомоторную деятельность вправе получить только организация или индивидуальный предприниматель.
Вовсе не обязательно регистрировать фирму — вполне достаточно будет оформления ИП для такси. В таком статусе есть свои плюсы и минусы, но первых, на наш взгляд, больше. Это простая регистрация, упрощенный учет и отчетность, возможность платить меньше налогов и свободно распоряжаться заработанными деньгами. Минус же только один — ИП отвечает по своим обязательствам всем, что ему принадлежит. Если вести деятельность бездумно, брать ничем не обеспеченные займы, не платить налоги, можно не только потерять бизнес, но и поплатиться личным имуществом.
А теперь подробно расскажем о том, как открыть ИП для такси, и дадим пошаговую инструкцию. Регистрация может быть проведена стандартным способом, то есть с подачей бумажных документов, а также в электронной форме.
Подготовить документы для регистрации ИП (бесплатно)
Алгоритм регистрации такой:
- Шаг 1. Подбор кодов видов деятельности (ОКВЭД). В качестве основного кода подойдет 49.32 «Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем». В качестве дополнительного ОКВЭД можно выбрать 82.20 «Деятельность центров обработки телефонных вызовов» — на случай создания собственной диспетчерской службы. Можно подобрать больше кодов на запас.
- Шаг 2. Заполнение заявления по форме Р21001 из приказа ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. В нем указываются личные и паспортные данные гражданина, адрес регистрации, выбранные ОКВЭД, в обязательном порядке — email. Ставить подпись на заявлении не нужно! Это будет сделано при подаче документов в ФНС, в МФЦ или у нотариуса.
- Шаг 3. Оплата государственной пошлины в сумме 800 рублей по реквизитам регистрирующего органа. Перед этим нужно выяснить, в какой ИФНС будет осуществляться прием документов. Самый простой способ — найти подходящую инспекцию по адресу прописки на сайте налоговой службы. Там же можно сформировать квитанцию для уплаты пошлины или оплатить ее онлайн.
- Шаг 4. Посещение нотариуса. Если будущий ИП не пойдет в ИФНС или МФЦ сам, ему надо посетить нотариуса и поставить подпись на заявлении, а также заверить копию своего паспорта. При регистрации через представителя нужно оформить на него доверенность.
- Шаг 5. Подача документов. Возможные способы — лично, через представителя, по почте. Услуги по передаче пакета документов в налоговую также оказывают МФЦ, однако пока далеко не все.
- Шаг 6. Получение результата. Налоговая должна поставить ИП на учет в течение трех рабочих дней, а не позднее четвертого — направить ему на адрес электронной почты лист записи ЕГРИП. Сейчас все регистрационные документы выдаются только в электронной форме. Если же нужно получить их на бумаге, в ИФНС делается запрос в свободной форме.
Если у вас есть электронная подпись, открыть ИП для деятельности такси самостоятельно можно через интернет. Алгоритм в данном случае такой:
- формируется заявление Р21001 через сервис ФНС;
- к нему прилагается скан паспорта;
- весь пакет подписывается электронной подписью и направляется в налоговую службу.
Ответ приходит из ФНС в те же сроки. Госпошлину при электронной регистрации платить не нужно.
Требования к автомобилю и водителю
Легковое такси должно иметь:
- кузов определенного цвета, если это предусмотрено региональным законом (например, в Москве таксомоторы, получившие разрешение после 1 июля 2013 года, должны быть желтыми);
- на боковых поверхностях кузова — символ такси «шашечки»;
- на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- таксометр, если плата определяется исходя из тарифа и километража поездки и/или времени пользования.
К водителю требование одно — общий водительский стаж не менее трех лет.
У предпринимателя появятся такие обязанности:
- обеспечивать техобслуживание и ремонт автомобилей;
- проводить контроль технического состояния ТС перед каждым выездом;
- обеспечивать прохождение водителями предрейсового медосмотра.
Теперь разберемся, как получить разрешение (так называемую лицензию) на деятельность такси на свой или арендованный автомобиль гражданину с имеющимся статусом ИП.
Получение разрешения
Разрешения обычно выдает региональное отделение Министерства транспорта или Департамент дорожного хозяйства. Проще всего подать заявление в электронной форме через портал государственных услуг. Но прежде на нем нужно зарегистрироваться и подтвердить свою учетную запись. Также можно подать документы в уполномоченный исполнительный орган на бумаге.
Пакет документов для ИП, решившего заняться деятельностью такси, включает:
- копию паспорта ИП;
- копию свидетельства о регистрации авто, заверенную заявителем;
- если ТС взято в аренду или лизинг — копию соответствующего договора, заверенного заявителем;
- если автомобиль предоставлен предпринимателю по нотариальной доверенности — ее копию.
Разрешение выдается сроком на 5 лет, но его нужно переоформить раньше, если:
- изменился регистрационный номер автомобиля;
- изменились ФИО, адрес или паспортные данные ИП.
В процессе получения разрешения на такси много региональной специфики. Поэтому точную информацию рекомендуется узнавать на портале госуслуг или в МФЦ своего населенного пункта.
Алгоритм действий для Москвы
В столице разрешения на таксомоторную деятельность выдает Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Обратиться за ним можно через сайт госуслуг или портал городского правительства mos.ru. Процедура выглядит так:
- подается заявление в электронной форме, к нему прикладываются скан-копии необходимых документов из списка выше;
- в течение дня на email приходит письмо со статусом обращения;
- после рассмотрения документов заявитель получит сообщение о том, куда и когда нужно явиться за разрешением;
- разрешение должно быть выдано в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем обращения.
В Москве документ оформляется бесплатно. Забрать его нужно в течение 40 дней, иначе разрешение будет аннулировано.
После получения документа можно приступать к работе. Во время перевозки в салоне такси должна быть представлена информация об ИП, о водителе с его фотографией, а также об органе, куда можно жаловаться на некачественные услуги. Кроме того, с собой надо возить полученное разрешение, правила перевозки пассажиров, путевой лист с информацией о предрейсовом осмотре и проверке технического состояния авто, страховку ОСАГО и талон техосмотра.
Добавить комментарий