Регистрацией индивидуальных предпринимателей в России занимается Федеральная налоговая служба. Обычно заявители подают документы в специализированную ИФНС, но уже несколько лет, как стала возможна регистрация ИП через МФЦ. В чем особенности такой процедуры, есть ли здесь какие-то преимущества? Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Какие функции есть у МФЦ

МФЦ – это многофункциональные центры, которые принимают у граждан и юридических лиц документы для получения государственных услуг. Сами центры эти услуги не оказывают, а выступают своего рода официальными посредниками. Принятые документы передаются в соответствующие ведомства и госорганы, а результат услуги, в большинстве случаев, выдается заявителю в самом центре.

Сейчас МФЦ открыты во многих муниципальных образованиях, и вы наверняка уже с ними знакомы. Через центры можно зарегистрировать куплю-продажу недвижимости, оформить записи гражданского состояния (ЗАГС), подать документы на получение паспорта и т.д.

Перечень услуг конкретного центра зависит от того, с какими именно госорганами он заключил соглашения. Большинство из них предлагает большой перечень общегражданских услуг, однако регистрация бизнеса – это специфическая процедура, которая проводится не везде.

Может оказаться, что зарегистрировать ИП через МФЦ, который расположен ближе всего к вам, не получится. Если центр не заключил договор с ФНС о приеме документов на регистрацию бизнеса, то обращаться в него нет смысла. Поэтому надо заранее узнавать, какой МФЦ в вашем регионе оказывает такие услуги.

Общефедеральной сети многофункциональных центров нет, нужные контакты проще всего найти через интернет. В поиске обязательно укажите регион, где вы прописаны, потому что регистрация предпринимателей проводится по территориальному принципу. Например, нельзя открыть ИП через МФЦ в Твери, если вы прописаны в Самарской области.

Какие плюсы есть при регистрации ИП через МФЦ

Дальше мы подробнее рассмотрим процедуру регистрации предпринимателя через МФЦ, а пока перечислим несколько плюсов такого варианта.

  1. В каждом регионе многофункциональных центров намного больше, чем регистрирующих ИФНС. Так, в Москве для регистрации ИП надо обращаться только в 46-ую налоговую инспекцию. А центров, которые принимают документы от будущих предпринимателей, в столице больше десяти.
  2. МФЦ работают по более удобному графику, чем налоговые инспекции. Большинство центров принимают посетителей с 8 утра до 20 часов вечера, а некоторые из них работают и в выходные дни.
  3. Как правило, в центрах хорошо налажена электронная запись и выбор определенного времени для подачи документов, чем могут похвастаться далеко не все налоговые инспекции.
  4. Во многих центрах можно получить дополнительные услуги для бизнеса, например, оформить печать, открыть расчетный счет, найти компанию для бухгалтерского обслуживания. И хотя эти услуги платные, но заказать их в одном месте очень удобно.
  5. Если центр работает с ФНС по каналу электронного документооборота, то пошлина за регистрацию ИП не взимается. Кроме того, подпись на форме Р21001 при личном визите заявителя в МФЦ не надо заверять у нотариуса. То есть процедура открытия бизнеса в таком случае вообще не потребует никаких затрат.

Госпошлина при регистрации ИП через МФЦ не взимается

Как происходит регистрация ИП через МФЦ

Регистрация ИП через МФЦ происходит по тем же правилам, которые установлены для открытия бизнеса в налоговой инспекции. Надо собрать стандартный пакет документов и подать их на рассмотрение. Приводим пошаговую инструкцию для самостоятельной регистрации ИП через многофункциональный центр.

Шаг 1. Подберите коды ОКВЭД, соответствующие вашему бизнесу.

ОКВЭД – это специальный Классификатор, в котором каждому виду экономической деятельности присвоен уникальный цифровой код. Например, для открытия булочной надо выбрать код 47.24, что означает «Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями, и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах».

Важно выбирать коды из актуальной редакции Классификатора. В 2020 году действует документ, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (другое название ОКВЭД-2 или ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)).

Количество знаков в кодах ОКВЭД, которые указывают при регистрации ИП, должно составлять четыре и более. Если вписать в заявление код из двух или трех знаков, ИФНС вынесет отказ. Кодов можно указать несколько десятков, но обычно заявители ограничиваются меньшим количеством. Позже, если предприниматель решит изменить направление бизнеса, новые коды добавляют через форму Р24001.

Шаг 2. Заполните заявление Р21001.

Регистрация индивидуальных предпринимателей происходит на основании заявления по форме Р21001. Порядок его заполнения утвержден Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@. Важно не нарушать эти правила, иначе ИФНС не примет документы будущего ИП.

Бланк заявления Р21001 и образцы его заполнения можно найти здесь. Но мы советуем заполнять форму в бесплатном специализированном сервисе. Так вы допустите намного меньше ошибок, а само заполнение займет у вас не более 10 минут. Кроме того, в сервисе можно запросить бесплатную проверку готового документа.

Подготовить документы для регистрации ИП (бесплатно)

Шаг 3. Оплатите за регистрацию ИП госпошлину в размере 800 рублей.

Выше мы уже отметили, что при регистрации ИП через МФЦ пошлина взимается не всегда. Если центр передает документы в ИФНС в электронном виде, то ничего платить не надо. Однако ответить, надо ли перечислять пошлину в вашем случае, могут только в конкретном центре. Уточните этот вопрос заранее.

Если окажется, что пошлину все-таки надо платить, то подготовьте квитанцию с реквизитами МФЦ. Образец можно запросить в самом центре или воспользоваться для формирования платежного документа бесплатным сервисом ФНС.

Квитанция для регистрации ИП через МФЦ

Шаг 4. Подайте документы в центр.

Если заявитель обращается в МФЦ лично, то при себе он должен иметь:

  • заполненное, но не подписанное заявление по форме Р21001;
  • оригинал и копию внутреннего паспорта;
  • квитанцию об оплате пошлины (если она нужна).

При подаче документов через представителя, форма Р21001 и копия паспорта предпринимателя должна быть заверена у нотариуса. Доверенность на представителя тоже должна быть нотариальной.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые хотят открыть ИП в России, потребуются дополнительные документы:

  • копия документа, подтверждающего РВП или ВНЖ;
  • нотариальный перевод иностранного паспорта.

Шаг 5. Получите документы, подтверждающие регистрацию ИП.

Полученные от заявителя документы МФЦ передает в регистрирующую налоговую инспекцию вашего региона. На их рассмотрение и принятие решения отводится всего три рабочих дня. На четвертый рабочий день ИФНС должна направить на электронный адрес заявителя ответ: подтверждение регистрации ИП или отказ в ней.

Однако такие сроки соблюдаются только для электронного документооборота. Если центр и ИФНС обмениваются бумажными документами, то срок регистрации может затянуться до 7-10 рабочих дней.

Если все в порядке, то заявитель получает лист записи ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Этот документ является основанием для начала ведения бизнеса.

В случае отказа в регистрации надо выяснить причины. Чаще всего это ошибки в заполнении формы Р21001, их надо исправить и подать документы заново. Но причины могут быть и другими. Например, заявитель является госслужащим, тогда ему запрещено заниматься бизнесом. Или ИП был уже раньше зарегистрирован, но провел процедуру банкротства, поэтому ему пока нельзя вести предпринимательскую деятельность.

Шаг 6. Выберите режим налогообложения ИП.

Открыть ИП в МФЦ можно, однако заявления о выборе системы налогообложения принимает только ИФНС, где предпринимателя поставили на учет. Важно в короткие сроки после регистрации решить этот вопрос и вовремя подать заявление:

  • в течение 30 дней после регистрации для перехода на упрощенную систему (УСН) или единый сельхозналог (ЕСХН);
  • за 10 рабочих дней до начала действия патента ИП (ПСН);
  • в течение 5 дней после начала деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Советуем перед выбором налогового режима обратиться на бесплатную консультацию, где вам рассчитают фискальную нагрузку для разных вариантов.

Бесплатная консультация по налогообложению

Если же не подавать никаких заявлений, придется работать в рамках общей системы налогообложения. А на ОСНО сложная отчетность и высокие налоги, поэтому это не лучший выбор. Пожалуй, имеет смысл оставаться на этой системе, если вы планируете купить жилье и еще не использовали свое право на имущественный вычет. Что касается уплаты НДС (один из налогов общей системы), то от его уплаты можно освободиться при небольшой выручке, но не ранее, чем через 3 месяца с начала работы.

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: