Заниматься бизнесом многие предпочитают в статусе индивидуального предпринимателя. ИП имеет определенные преимущества перед ООО, равно как и перед регистрацией в качестве самозанятого лица, которая стала доступна с недавних пор практически по всей стране. Чтобы стать предпринимателем, нужно пройти несложную процедуру регистрации. В некоторых случаях после этого гражданин получает свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИП как физического лица. Рассмотрим, что это за документ и когда он выдается.

Учет граждан

Индивидуальный предприниматель, как известно, является физическим лицом. ИП – это просто статус, который он приобретает для занятия бизнесом. Поэтому на предпринимателя в полной мере распространяются правила налогового учета граждан.

В соответствии со статьей 83 НК РФ, все физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего жительства. Это нужно для того, чтобы ФНС могла осуществлять контроль уплаты налогов. Для этой цели каждому гражданину присваивается ИНН – уникальный идентификационный номер налогоплательщика.

ИНН физического лица состоит из 12 знаков (цифр). Первые 4 знака – это код ИФНС, которая присвоила гражданину идентификатор. Следующие 6 знаков – порядковый номер записи о физлице в Едином реестре налогоплательщиков. Последние 2 цифры – контрольное число для проверки ИНН.

Такой же идентификатор есть и у каждого субъекта бизнеса. Но между компаниями и ИП в этом смысле есть разница. При создании организации ей присваивается новый ИНН, длина которого 10 знаков. А вот при постановке на учет предпринимателя этого не происходит, то есть ИНН «предпринимателя» и «гражданина» совпадают.

Подтверждением постановки на учет физлица в качестве налогоплательщика является свидетельство, форма которого утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ (Форма № 2-1-Учет, код по КНД 1122022). Образец документа можно найти на сайте налоговой службы.

Подготовить документы для регистрации ИП (бесплатно)

Когда ИП направят свидетельство ИНН

Налоговый идентификатор присвоен всем, кто платит налоги, даже если сам плательщик об этом не знает. А такое иногда случается. Ведь закон не обязывает человека отдельно получать свидетельство о постановке на налоговый учет, как это происходит, например, с паспортом.

Когда будущий ИП обращается за получением этого статуса, ИФНС проверяет, присвоен ли этому физическому лицу ИНН. Нечасто, но все же бывает, что налогового идентификатора у гражданина до сих пор нет. В этом случае его присвоят и включат данные о физическом лице в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Тогда новому предпринимателю вместе с листом записи ЕГРИП, подтверждающим регистрацию в качестве ИП, будет направлено свидетельство ИНН. Также его направят в том случае, если налоговый идентификатор гражданину ранее присвоен, а свидетельство на руки еще не выдавалось.

Раньше для подтверждения регистрации ИП существовал еще один документ – уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Однако согласно приказу ФНС России от 08.05.2020 № ЕД-7-14/323@, форма для физических лиц утратила силу. Теперь уведомление о постановке на учет в налоговом органе направляется только юридическим лицам.

Бесплатная консультация по регистрации ИП

Изменение данных или утрата документа

Налоговый идентификатор присваивается человеку однократно и не меняется на протяжении всей жизни. При этом гражданин может менять адрес или даже имя – номер все равно останется прежним. Сообщать о каких-либо изменениях своей личной информации он не должен. Все актуальные сведения ФНС получит от других органов (например, от ЗАГС).

Если свидетельство ИНН было утрачено или пришло в негодность, получать новое необходимости нет. Ведь этот документ является лишь подтверждением постановки на учет для самого налогоплательщика. Для всех остальных целей достаточно знать свой ИНН.

Но если есть желание получить свидетельство о постановке на налоговый учет физлица (в том числе ИП) взамен утраченного или, например, после изменения фамилии, то можно обратиться в ИФНС. Существует несколько способов:

  • посетив инспекцию лично или направив туда своего представителя с доверенностью;
  • направив запрос почтой или по каналам электронного взаимодействия;
  • через МФЦ.

При этом за замену свидетельства в связи с утратой придется заплатить 300 рублей госпошлины. Если же изменились личные данные, то получить новый документ можно бесплатно. Однако еще раз подчеркнем, что это необязательно.

Выводы

Итак, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИП (как физического лица) будет получено вновь зарегистрированным предпринимателем только в том случае, если ранее он этот документ не получал. Оно подтверждает, что гражданину присвоен ИНН. При регистрации предприниматель не получает отдельного налогового номера, а использует тот, что выдан ему как физическому лицу.

В заключение добавим, что свидетельство о регистрации ИП, равно как и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, предпринимателям больше не выдается. Единственный подтверждающий регистрацию документ, который будет направлен всем ИП – это лист записи ЕГРИП.

Подпишитесь на обновления, введите ваш email: